Развитие памяти

17 Апр 2020

Память – это психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Эта способность дается человеку с самого рождения, но управлять ею мы учимся всю жизнь.

Различаются несколько видов памяти… 

1. Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Этот вид памяти активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Самой первой в жизни ребенка проявляется именно этот тип памяти, и он крайне необходим для нормального гармоничного развития ребенка.

Большинство родителей, не уделяет её развитию должного внимания. А в дальнейшем без её развития тяжело будет научиться ездить на велосипеде или водить машину. В конечном итоге почти каждый человек сможет научиться этим умениям, но кто-то научится ездить на велосипеде за день, а кому - то понадобится целый месяц. 

Какими упражнениями можно развивать двигательную память?

Упражнение 1. "Запомни позу"

Мама или папа, должны придумать 3-4 позы и показать их в разных местах комнаты. Например: поднять руки в правом углу, присесть возле кровати и лечь на полу возле стула.  Затем ребенок должен повторить их в том же порядке и в тех же местах, когда он справится, попросите повторить в обратном порядке.

Когда игра станет легкой, усложняйте позы и увеличивайте их кол-во, и играйте уже по всей квартире.

Упражнение 2. "Повтори за мной"

Встаньте за спиной ребенка и выполните несколько манипуляций с  его телом – поднимите руки в стороны, согните ногу, наклоните шею. А потом попросите ребенка все это повторить самостоятельно без Вашей помощи.

Упражнение 3. "Делай как я" + любой инвентарь

Возьмите мячик, скакалку, книжку и др. Упражнение заключается в том, что Вы показываете одиночные движения или серии движений, а ребенок смотрит, запоминает и пытается правильно их повторить. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

Упражнение 4. «Запрещенное движение»

Вы сообщаете ребенку, что будите показывать различные движения, которые он должен точно повторять за Вами. Но, одно движение повторять категорически запрещено! Например, сегодня запрещенное движение — приседать. Вы делаете разные движения, показываете их в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача ребенка — не ошибиться и не повторить за Вами запрещенное движение.

2. Эмоциональная память - отвечает за сохранение впечатлений об окружающих и отношениях с ними, подталкивает человека к действиям или предостерегает его. Например, если ребенок обжегся об горячий чайник, он сразу запомнит, что его лучше не трогать, иначе снова будет больно.

Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

С помощью каких игр интереснее узнавать новые эмоции?

Упражнение 1. "Сказочные истории"

Рассказывайте ребенку действия и обсуждайте эмоции героев. Например: Шла лисичка по лесу и споткнулась о бревно, ей стало больно и лисичка заплакала. Как плачет лисичка? А за нею шел медведь, и упала ему на голову шишка сосновая и он разозлился. Как злиться мишка? На лужайке играли 3 веселых зайки. Как зайки радуются? К ним подошел 4 зайка, а они не взяли его с собой играть и он сильно обиделся. Как он обиделся?Потом зайка пошел домой и увидел серого волка и испугался. Как бы он испугался? Зайка рванул со всех лап и убежал от волка, и увидел в небе красивую радугу и заулыбался. Покажи как он улыбнулся?

Проявляйте фантазию и придумывайте свои истории, когда ребенок будет справляться с такими историями, добавляйте более сложные эмоции: разочарование, гнев, равнодушье и др.

Упражнение 2. "Игра с эмоциями"

Нарисуйте разные эмоции человека или найдите картинки в журналах или книгах. Показывайте малышу картинку с эмоцией - пусть он скажет, что с человеком на этой картинке и чем может быть вызвано то или иное выражение лица.

3. Образная память - воспринимается при помощи разных органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса. Соответственно ее можно разделить на слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную.

Обычно у маленьких детей лучше всего развита слуховая и зрительная память. Для развития слуховой памяти чаще привлекайте внимание ребенка к звукам, издаваемым разными предметами.

С помощью каких упражнений можно развивать слуховую память?

Упражнение 1. "Гуляем и слушаем"

Когда гуляете рассказывайте о всех звуках, которые Вы слышите. Если на улице шумит ветер, капает дождь, гудит самолет, едет машина - говорите об этом ребенку, а при следующих прогулках уже спрашивайте об этом.

Упражнение 2. "Угадай инструмент"

Покажите ребенку несколько музыкальных инструментов:маракас, барабан, дудочку, металлофон. Дайте послушать ему как они звучат и проговорите названия. А потом предложите угадать название инструмента, на котором вы играете.

Какие игры подойдут для развития зрительной памяти?

Для развития зрительнйо памяти лучше всего подойдут всевозможные игры - поиски.

Упражнение 1. "Ищем вещи"

Возьмите 3 любые вещи. Покажите их ребенку и скажите что сейчас Вы их поставите где-то в квартире в видных местах, а ребенок их должен найти. Когда ребенок с легкостью будет справляться, берите больше предметов и маленького размера - игра сразу станет сложнее. 

Упражнение 2. "Найди монетку"

Возьмите несколько цветных коробочек или баночек (непрозрачных), положите туда монетку. Перемешайте коробочки, пусть ребенок вспомнит в какую именно вы спрятали монетку. Ребенок должен найти коробочку по цвету.

Для развития осязательной, обонятельной и вкусовой памяти можно проводить игры с закрытыми глазами. Завязывайте платком глаза ребенку и давайте предметы понюхать, попробовать ( еду), потрогать. 

4. Словесно - логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. Словесная память начинает развиваться параллельно с развитием речи. Родителям нужно чаще спрашивать у детей названия предметов, имена людей, читать стихи и петь песенки. Возможно, ребенок пока не поймет их смысл, но запомнит их благодаря звучности и ритмичности.

Логическая память начинает развиваться уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и она более эффективна, чем простое механическое запоминание. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

В таком возрасте изучать основы логики можно только в игровой форме. Прекрасно помогут Вам в этом изучении самые простые и распространенные игры: пазлы, мозаики, кубики, конструкторы и многое другое.

Но конечно самое активное развитие логической памяти происходит с изучением основам наук в школе и институте...



Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв